Хочешь жить...? Живи! (sergey_63) wrote,
Хочешь жить...? Живи!
sergey_63

Categories:

Поход в горы - с чего начать (часть 38)

ПЕРЕПРАВА

Ещё, о чём бы хотел написать у себя в журнале, это о переправах через горные реки.

Смотрю я тут разные отчёты и рассказы о походах, и оторопь берёт...
Ладно туристы-новички, ничему не обученные и никем не проинструктированные, чёрте как и чёрте в чём лезут сломя голову в воду. Так ещё и их "руководы" участвуют в этом бардаке полновесно!
Поэтому давайте расскажу, как это делать правильно и чему меня самого когда-то очень давно учили.

"Зубрам" это, скорее всего, уже известно. Но тем, кто только начинает приобретать свой туристский опыт, либо тем, кого никто этому не учил, думаю будет интересно и полезно всё внимательно прочитать.
Сразу предупреждаю всевозможных молодых "гуру", которые после пары походов уже всё знают и со всем не согласны - никто не заставляет выполнять то, что написано ниже. И если есть охота экспериментировать со своим здоровьем и жизнью - пожалуйста, это ваше право!

Для начала маленькая справка - в горном туризме количество смертей на переправах ни сколько не меньше, чем на скалах и перевалах. Помните об этом всегда!
Теперь идём дальше.

Итак, группа новичков (или не очень опытных туристов) подошла к реке, по которой проложены для переправы брёвна, зачастую скользкие и шаткие.
В этом случае инструктор обязан первым перейти, своим примером показав как правильно это делать. И какая бы задница не была впереди, первым именно он лезет в неё.

9797

После чего он обязан остановиться рядом с препятствием (независимо от его сложности и опытности своих туристов) и организовать переправу.
При этом он должен находиться так, чтобы в любую минуту подать руку помощи тому, кто вступил на бревно. И стоять он должен не где ему вздумается, а вплотную к препятствию, и обязательно по возможности ниже по течению.
Сама же переправа организуется следующим образом - как только один человек вступает на бревно, идущий за ним подходит к берегу как можно ближе, чтобы в случае ЧП тоже вместе с инструктором (стоящим впереди) оказать помощь сорвавшемуся.

644

Для примера можете посмотреть ещё вот такую переправу через одно и то же место, но организованное для туристов разными инструкторами и в разные годы. Это на тему, как надо, и как не надо делать.

5335

И ещё один момент - пожалуй самый главный в этом вопросе!
Перед переправой инструктор обязан оценить степень риска для людей, и надёжность страховки, которую он может обеспечить.
И если первое во много раз превышает второе, то от такой переправы нужно не задумываясь отказаться. А не тащить туда людей, молясь на "Авось", и наивно пологая, что уж в этот раз никто не упадёт.

Поэтому, если по мокрым и неимоверно скользким брёвнам идёт сильный поток, то переправляться здесь с новичками без верёвочной страховки (перил) категорически нельзя!!!
Но, к сожалению, далеко не все руководители коммерческих групп об этом знают. Что мы и видим на фотографиях, снятых в том же самом месте, где и пара предыдущих, но в год, когда там было очень много воды. И где "руководитель" только чудом никого не угробил!

рпрпп

рпрп

Идём дальше...
Если человек боится высоты и не может идти над бурлящим потоком, то инструктор обязан организовать переправу так, чтобы у боящегося уверенности в своих силах и в своей безопасности стало больше. Для этого можно либо навесить верёвочные перила (пусть даже символические), либо сделать их из палок, связав между собой. Отключив тем самым в мозгу этого туриста тумблеры, отвечающие за страх.

742

Кроме этого интструктор обязан проконтролировать, чтобы люди на такую переправу выходили соответственно экипированными. А именно - в нормальной обуви с хорошим протектором, а не в пляжных тапочках!

634

И с рюкзаками, у которых грудные стяжки (которые в принципе не нужны и бесполезны) были обязательно расстёгнутыми. В противном случае при падении в воду есть реальная вероятность быть задушенным этим ремешком (случаи чего уже были).

Ещё, о чём должен помнить турист на таком бревне...
Падения в воду моментального не бывает. У поскользнувшегося бедолаги всё равно будет пара секунд, чтобы помахать руками в разные стороны. Постарайтесь использовать это с пользой, и не плюхнуться в буруны как мешок с удобрением, а уцепиться за то, на чём только что стояли. Очень часто это даёт возможность, пусть и оказавшись в воде, не уплыть тут же хрен знает куда, стуча костями и головой по камням на дне, а крепко вцепившись в бревно, ждать помощи. Для этого надо сделать так, чтобы при падении бревно оказалось у вас под мышкой. В этом случае в 90% из 100 человек удержится на месте до прихода помощи.
Если же этот манёвр не удался, то постарайтесь упасть с бревна в воду в сторону уклона реки, то есть, вниз по течению.
Если же упасть туда, откуда несётся вода, то есть вероятность, что затянет под бревно, и тогда травмы (это в лучшем случае) гарантированы.

Что делать в воде, если всё-таки сорвались и понесло?
Попытаться оказаться у берега, цепляясь за любые ветки и...молиться!
Потому что все остальные грамотные и сложные телодвижения нужно долго и серьёзно отрабатывать. Почему и рассказывать здесь "на пальцах" об этом бесполезно.

Ещё один важный момент безопасной переправы - действия инструктора (руковода группы).
В этом случае он обязан не просто всё грамотно организовать, а потом стоять в сторонке, наблюдая и комментируя.
Если есть необходимость, то его прямая обязанность лично участвовать в переправе, как самому сильному и самому опытному из группы. Буквально своими руками провожая или встречая каждого переправляющегося.

7332

7338

Теперь ещё один вариант переправы - вброд.

В этом случае независимо от погоды, глубины и ширины реки, и собственного желания, переправа осуществляется исключительно в ботинках! Любителям пощекотать себе нервы и поиграть в рулетку со своим здоровьем повторяю - никаких тапочек!
Дело в том, что никто не знает, какое именно дно ждёт вас под водой. Поэтому ноги должны быть гарантированно защищены от травм на камнях, получить которые проще простого, оступившись, или поскользнувшись.
Кроме того, сцепление протектора ботинка с камнями под водой в сто раз лучше,чем у разных тапок. Что тоже убережёт вас от дальнейшей эвакуации к людям.

И совсем уже верх безумия, переходить горные реки босиком!
Здесь даже не буду ничего аргументировать.

7272

Переправа вброд, в зависимости от силы течения и глубины реки, осуществляется чаще всего либо индивидуально, либо "стенкой".
Но, даже в первом случае это не означает, что туристы должны лезть в воду как стадо баранов - кто как хочет, и кто куда хочет.
Люди в этом случае переправляются компактной группой, не растягиваясь и строго друг за другом. Подстраховывая впереди идущего и наблюдая, куда он ставит ногу.
Порядок переправы следующий - первым обязательно идёт инструктор, за ним самый слабый. Дальше идёт чередование сильных туристов и слабых. Замыкает самый сильный и опытный. Действия которого подстраховывает предпоследний, постоянно поглядывая, что делается у него за спиной.

Второй вариант, если течение сильное и глубина большая (а навесить перила невозможно) - переправа "стенкой".
В этом случае группа, разбившись на небольшие компании, и поставив в середину самых слабых, переходит строго перпендикулярно течению. То есть осевая группы должна быть параллельно течению, а не перпендикулярна.
Опять же, наглядно показываю, как надо строить "стенку" и как не надо.

27

03

Ещё один момент: раздеваться перед бродом - лишняя потеря времени и сил. Которая, к тому же, абсолютно ничего не даёт туристам. Поскольку мокрые штаны высохнут на тебе гораздо быстрее, чем ты успеешь заметить.

На этом небольшой инструктаж, пожалуй, закончу.
Надеюсь, что многим, кто ещё не очень хорошо знаком с этой темой, написанное поможет не только получить удовольствие от похода, но и убережёт его от лишних неприятностей, больших и маленьких.
Берегите себя!


Tags: горы, советы новичкам, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments