?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Сушка вещей у костра

Вот, что интересно – проходят годы, потом ещё годы, а в туризме, при всём внешнем разнообразии, многие вечные «грабли», так и остаются лежать на пути новичков, которые исправно на них натыкаются каждый год.
И именно поэтому я хотел бы сегодня поговорить о такой проблеме, как походная жизнь у костра, и как её сделать безопасной и приятной.
Итак, одна из главных бед, с которой сталкиваются почти все новички без исключения – уничтожение своей одежды и снаряжения при сушке у костра.
Как с этим бороться?
Да очень просто!
Вот несколько советов, проверенных многократно на себе и других.

Одно из главных правил - никогда не оставлять сушить свои вещи у костра без личного присмотра.

Почти каждый год вижу одну и ту же картину – не смотря на все мои предупреждения, народ развешивает и раскладывает у огня свои мокрые шмотки, после чего отправляется заниматься своими делами. В результате через некоторое время мы имеем всё те же мокрые шмотки, только теперь уже провонявшиеся дымом, либо некое подобие матерчатого дуршлага, радующее своего владельца весёлым блеском разнокалиберных дырок. :)))

Дело в том, что мокрые вещи могут безопасно высохнуть у костра только в одном месте – сбоку от него, и в непосредственной близости от огня. Для этого их нужно держать в руках, находясь рядом с огнём.
Над самим же костром сушить их нельзя, т.к. если повесить низко над огнём – они сгорят, высоко – останутся сырыми.
К примеру, здесь моим туристам так ничего толком высушить и не удалось. Зато все вещи приобрели непередаваемй  сильнейший "аромат". :)



Причина в том, что высоту пламени угадать нельзя (это не газовая горелка), потому и бесхозная вещь, висящая сиротливо над огнём, как правило, либо так и остаётся мокрой, либо второй вариант - под горестные завывания своего бывшего владельца, отправляется в подарок Хану Алтая. :)

Если всё же есть необходимость быстро что-то высушить, то делается это следующим образом (речь не идёт о синтетике) – берёте свою мокрую шмотку (носки, футболку, подгузник, галстук и т.д.) и лёгким покачивающим движением проносите её через пламя. За счёт того, что ткань будет в самом пламени находится долю секунды, сгореть она не успеет. Но за счёт постоянного большого нагрева, высохнет очень быстро.
(именно таким способом я здесь очень быстро высушил свои носки)

С сушкой синтетики дело обстоит несколько иначе:
Берёте её в руки и садитесь сбоку от костра. После этого подносите к пламени на такое расстояние, чтобы огонь лишь нагревал её. Дальше нужно постоянно проверять рукой поверхность ткани – она должна быть очень горячей, но не до такой степени, чтобы начать плавиться. В случае необходимости нужно буквально на пару секунд отодвинуться от огня (что даст возможность чересчур нагретой ткани остыть), после чего вновь продолжить сушку тем же способом.
(именно это демонстрирует мой собеседник на предыдущей фотографии).

Кроме этого помните, что искра и отлетающие угольки для синтетики гораздо страшнее, чем для х/б – дырка получается в момент. Поэтому будьте внимательны.

И пожалуй стоит упомянуть ещё один, достаточно безопасный способ - сушка над горячими углями только что потухшего костра.



Но, этот способ применим только на длительных неторопливых стоянках и днёвках.

Продолжая эту тему, логически переходим к другой проблеме – как уберечь носимую одежду от прожигания, находясь у костра.

Ну, во-первых, костёр костру - рознь. Одно дело - настоящий таёжный костёр (из кедра, пихты и лиственницы), и совсем другое – из равнинного разнолесья (осина,  ёлки и прочие палки).

В первом случае мы получаем костёр с ровным и жарким пламенем, почти без искр и стрельбы. Во втором случае наш костёр запросто может превратиться в некое подобие праздничного фейерверка. Это нужно тоже учитывать и вести себя рядом с огнём соответственно.
У нормального таёжного костра можно находиться безбоязненно достаточно близко. Хотя, разумеется, порой и из него вылетает какая-нибудь маленькая раскалённая мерзость.  :)
А вот рядом с костром, откуда фонтаном летят искры, нужно быть очень внимательным и слишком близко не усаживаться.
И в обоих случаях хочу сказать, что отменная реакция и быстрые руки всегда выручат вашу любимую курточку, или футболку. Со временем этот навык дойдёт до автоматизма, но первое время придётся у «стреляющего» костра держать себя на стороже, готовым в долю секунды сбросить расколённый уголёк со своей одежды.

Ещё, о чём стоит сказать отдельно – сушка обуви.

Начнём с того, что ботинки у огня нужно сушить только в очень крайнем случае, и так же, постоянно контролируя этот процесс.
Поясню первую часть этой фразы.
Если ботинки кожаные, то быстро высушенные у костра они могут скукожится так, что вы начнёте плакать ещё не надев их, только лишь взглянув на это убожество. Вторая же часть драмы начнётся после их надевания. И скорее всего после этого вы снова побежите на речку их размачивать, поняв, что сырая обувь в данном случае не худшее зло.
Хочу ещё предупредить – некоторые кожаные ботинки, если быстро высушены, могут очень здорово, причём безвозвратно, уменьшиться. Проверено на собственной шкуре, когда после одной такой сушки, мои ботинки стали выглядеть достаточно забавно – из под вполне нормально выглядящей обуви, вперёд почти на сантиметр торчали подошвы, т.к. ботинки ссохлись и уменьшились, а подошва нет.

А вообще, обычно ботинки специально не сушат. Просто в конце ходового дня ставят под тент палатки, где они потихоньку и приходят в норму. И хотя на утро они будут всё равно влажными, это не беда, т.к. в таком виде они ещё лучше будут сидеть на ноге. Да и потом, всё зависит от района. К примеру, на Алтае очень часты броды, т.ч. даже хорошо высушенные ботинки, всё равно достаточно быстро полезут вновь купаться. И это не говоря уже о дождливых днях. Тут суши - не суши, один хрен – вышел со стоянки, и ты вновь по уши в грязи и воде.
Поэтому не нужно так фанатично бороться с влагой на вашей обуви. В конце концов, от сырой обуви ещё никто не умер, а вот убить ноги ссохшимися и задубевшими у огня ботами – запросто. Не говоря уже о риске просто сжечь их, и вообще остаться посреди похода босиком.

Впрочем, есть ещё один достаточно безопасный способ сушки - на солнце (если оно есть). В этом случае обувь сохнет не так быстро, как у костра, поэтому и не теряет свою форму. Ну, и конечно, нет риска её прожечь. Да и вообще, в этом деле солнышко – самый безопасный сушитель, не требующий контроля и постоянного наблюдения. Все же остальные способы – только при личном участии хозяина мокрых шмоток.

Ещё, с чем иногда приходится сталкиваться туристам – с сушкой у костра мокрого спальника или пуховки. Поскольку это самое ценное из того, что у вас есть, отнестись к этому процессу нужно очень ответственно.
Сушить только лично самому и только в собственных руках!


Comments

( 16 comments — Leave a comment )
zarajsky
Mar. 26th, 2010 06:26 pm (UTC)
У меня мокрые насквозь штаны пролежавшие ночь в тамбуре палаткие очень быстро высохли утром на сильном ветре когда я выперся снимать рассвет.
sergey_63
Mar. 26th, 2010 06:35 pm (UTC)
Да, разумеется, на ветру всё сохнет значительно быстрее.
Но, здесь тема немного не об этом. :)
zarajsky
Mar. 26th, 2010 06:49 pm (UTC)
Ну одно другому вроде как не мешает :)
(Anonymous)
Mar. 27th, 2010 08:10 pm (UTC)
Что касается сушки обуви, то абзац, начинающийся словами «А вообще, обычно ботинки специально не сушат», является основным. Каждый цикл полное намокание-полное высыхание приводит к усадке. Чем быстрее процесс сушки, тем больше усадка. За 6-7 циклов сушки (после полного намокания) на горном солнце кожаные ботинки уменьшаются на размер. Когда-то я это заметил по альпинистским ВЦСПСовским вибрамам.
Наверно поэтому появилось утверждение, что ботинки в походе намокают только один раз – в первый день.:-)
А.А.
sergey_63
Mar. 28th, 2010 10:54 am (UTC)
Ну, типа того. ;)
andrewkolpakov
Mar. 29th, 2010 04:02 pm (UTC)
Сергей, спасибо за науку!
sergey_63
Mar. 30th, 2010 08:34 am (UTC)
Да на здоровье! :)
(Anonymous)
Mar. 30th, 2010 10:12 am (UTC)
Думаю, есть еще вариант сушки носков на хорошо нагретом камне (не до красна конечно же), который специально можно положить поближе к костру, а потом оттуда убрать (не руками естественно) на безопасное расстояние и положить на него пару носков...
sergey_63
Mar. 30th, 2010 10:19 am (UTC)
Да, когда идёшь в одиночку, то предложенный Вами вариант неплох(хотя и очень долгий – за то время пока камень греется, можно носки и так уже высушить).
Но, когда в группе человек 10-15 (а то и больше), это сколько же камней в костёр нужно навалить, чтобы потом каждому досталось по такой индивидуальной "грелке"? :)

andrewkolpakov
Mar. 30th, 2010 10:53 am (UTC)
Вчера нашел прекрасный сайт - www.legkohod.com - о том, как ходить с легкой экипировкой. Теперь не могу спокойно спать!

Знаю, что вы придерживаетесь иного подхода, но, вероятно, и вам тоже будет очень интересно почитать.

Автор сайта ходит в походы более месяца с базовым весом рюкзака 3,5 кг, и, при этом, берет собой зонт весом 220 граммов и называет его одним из любимых элементов снаряжения! (Помогает и от дождя, и от солнца.)

На сайте нашел также и много других полезных и удивительных советов. Сейчас пересматриваю список своей экипировки на две недели в Крым! :-)
sergey_63
Mar. 30th, 2010 11:51 am (UTC)
Конечно, можно было бы долго комментировать и зубоскалить по поводу того, что написано на указанном Вами сайте, но… что-то лениво. :)

А если вкратце – с удовольствием возьму в группу туриста (в горный поход по Алтаю), который будет экипирован указанным образом – при условии, что этот турист разрешит потом подробно рассказать о том, как ему классно там было. :))))))

А солнечными зонтиками, шлёпанцами, ультра-лёгкими рюкзаками, коротенькими штормовками (вместо пуховок), однослойными палатками, короткими одеяльцами и прочей дребеденью меня не удивить – я и не такое в горах встречал. :))))))

Просто, читая подобные сайты, не забывайте, что универсальных советов не бывает. И то, что хорошо одному для длительных прогулок по Крыму, Карпатам и Балканам, другому может поставить жирный крест даже на «единичном» походе по Алтаю, Саянам, Полярному Уралу или Хибинам (не говоря уже о "двойках"-"тройках").

Кстати, если внимательно почитать путевые рассказы автора этого сайта, то становится видно, что его «ультра-лёгкое» снаряжение порой создавало ему проблемы там, где у туриста с нормальным снаряжением, голова ни о чём бы не болела. :)

Поэтому, останусь пока при своём мнении:
покупать снаряжение, в первую очередь глядя только на его вес, а потом весь поход пытаться найти ему хоть какое-то полезное применение, и при ломать голову – "Как теперь с этим выжить?" – считаю глупостью! :)

Всем же активно несогласным предлагаю не начинать со мной очередной бестолковый спор, а просто экипироваться подобным образом - купить самые лёгкие (обязательно самые-самые лёгкие!!!): рюкзак, палатку, спальник, фотоаппарат, топор и т.д. - и с этим отправиться в 2-3-х недельный серьёзный поход. ;)
И этим доказать всем глупым скептикам, что именно так нужно ходить в походы. :)))))))

Впрочем, andrewkolpakov, в Вашем случае (для Крыма) такой подбор снаряги вполне подойдёт. Ну, или по крайней мере, не будет так уж принципиален, как в более суровых местах, где народ занимается активным туризмом. :)
egor_13
May. 7th, 2010 10:45 am (UTC)
>>ботинки

Газеты наше всё ! :)
Правда, классические из серой или, на худой конец, сероватой рыхлой бумаги, а не то что реклама какая. И много их надо, мало кто потащит с собой столько... хотя, мы как-то их повторно многократно использовали - высушиваешь и опять в обувь.
sergey_63
May. 8th, 2010 07:38 am (UTC)
Когда в рюкзаке каждый грамм на учёте, ещё и кипу газет тащить для сушки обуви?
Ну, это, наверно, только для очень крутых туристов подходит. :)
egor_13
May. 8th, 2010 07:47 am (UTC)
То-то и оно, кто же это попрёт. Впрочем, в общем-то четырех газет (полноформатных А0, сейчас ,правда, это редкость) на одни кроссовки хватает, если многократно использовать, - одна внутри, одна сушится.
sergey_63
May. 8th, 2010 08:08 am (UTC)
Вполне возможно.
Но, только у меня складывается впечатление, что мы говорим о разных видах туризма. Не знаю, о чём Вы, а я то всё больше о "горном". А там, кроссовки - далеко не самая лучшая обувь. :)
egor_13
May. 8th, 2010 08:10 am (UTC)
Безусловно.

Поэтому придется тащить не 4, а 8 газет ;)
( 16 comments — Leave a comment )