?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПЕРЕПРАВА

Ещё, о чём бы хотел написать у себя в журнале, это о переправах через горные реки.

Смотрю я тут разные отчёты и рассказы о походах, и оторопь берёт...
Ладно туристы-новички, ничему не обученные и никем не проинструктированные, чёрте как и чёрте в чём лезут сломя голову в воду. Так ещё и их "руководы" участвуют в этом бардаке полновесно!
Поэтому давайте расскажу, как это делать правильно и чему меня самого когда-то очень давно учили.

"Зубрам" это, скорее всего, уже известно. Но тем, кто только начинает приобретать свой туристский опыт, либо тем, кого никто этому не учил, думаю будет интересно и полезно всё внимательно прочитать.
Сразу предупреждаю всевозможных молодых "гуру", которые после пары походов уже всё знают и со всем не согласны - никто не заставляет выполнять то, что написано ниже. И если есть охота экспериментировать со своим здоровьем и жизнью - пожалуйста, это ваше право!

Для начала маленькая справка - в горном туризме количество смертей на переправах ни сколько не меньше, чем на скалах и перевалах. Помните об этом всегда!
Теперь идём дальше.

Итак, группа новичков (или не очень опытных туристов) подошла к реке, по которой проложены для переправы брёвна, зачастую скользкие и шаткие.
В этом случае инструктор обязан первым перейти, своим примером показав как правильно это делать. И какая бы задница не была впереди, первым именно он лезет в неё.

9797

После чего он обязан остановиться рядом с препятствием (независимо от его сложности и опытности своих туристов) и организовать переправу.
При этом он должен находиться так, чтобы в любую минуту подать руку помощи тому, кто вступил на бревно. И стоять он должен не где ему вздумается, а вплотную к препятствию, и обязательно по возможности ниже по течению.
Сама же переправа организуется следующим образом - как только один человек вступает на бревно, идущий за ним подходит к берегу как можно ближе, чтобы в случае ЧП тоже вместе с инструктором (стоящим впереди) оказать помощь сорвавшемуся.

644

Для примера можете посмотреть ещё вот такую переправу через одно и то же место, но организованное для туристов разными инструкторами и в разные годы. Это на тему, как надо, и как не надо делать.

5335

Если человек боится высоты и не может идти над бурлящим потоком, то инструктор обязан организовать переправу так, чтобы у боящегося уверенности в своих силах и в своей безопасности стало больше. Для этого можно либо навесить верёвочные перила (пусть даже символические), либо сделать их из палок, связав между собой. Отключив тем самым в мозгу этого туриста тумблеры, отвечающие за страх.

742

Кроме этого интструктор обязан проконтролировать, чтобы люди на такую переправу выходили соответственно экипированными. А именно - в нормальной обуви с хорошим протектором, а не в пляжных тапочках!

634

И с рюкзаками, у которых грудные стяжки (которые в принципе не нужны и бесполезны) были обязательно расстёгнутыми. В противном случае при падении в воду есть реальная вероятность быть задушенным этим ремешком (случаи чего уже были).

Ещё, о чём должен помнить турист на таком бревне...
Падения в воду моментального не бывает. У поскользнувшегося бедолаги всё равно будет пара секунд, чтобы помахать руками в разные стороны. Постарайтесь использовать это с пользой, и не плюхнуться в буруны как мешок с удобрением, а уцепиться за то, на чём только что стояли. Очень часто это даёт возможность, пусть и оказавшись в воде, не уплыть тут же хрен знает куда, стуча костями и головой по камням на дне, а крепко вцепившись в бревно, ждать помощи. Для этого надо сделать так, чтобы при падении бревно оказалось у вас под мышкой. В этом случае в 90% из 100 человек удержится на месте до прихода помощи.
Если же этот манёвр не удался, то постарайтесь упасть с бревна в воду в сторону уклона реки, то есть, вниз по течению.
Если же упасть туда, откуда несётся вода, то есть вероятность, что затянет под бревно, и тогда травмы (это в лучшем случае) гарантированы.

Что делать в воде, если всё-таки сорвались и понесло?
Попытаться оказаться у берега, цепляясь за любые ветки и...молиться!
Потому что все остальные грамотные и сложные телодвижения нужно долго и серьёзно отрабатывать. Почему и рассказывать здесь "на пальцах" об этом бесполезно.

Ещё один важный момент безопасной переправы - действия инструктора (руковода группы).
В этом случае он обязан не просто всё грамотно организовать, а потом стоять в сторонке, наблюдая и комментируя.
Если есть необходимость, то его прямая обязанность лично участвовать в переправе, как самому сильному и самому опытному из группы. Буквально своими руками провожая или встречая каждого переправляющегося.

7332

7338

Теперь ещё один вариант переправы - вброд.

В этом случае независимо от погоды, глубины и ширины реки, и собственного желания, переправа осуществляется исключительно в ботинках! Любителям пощекотать себе нервы и поиграть в рулетку со своим здоровьем повторяю - никаких тапочек!
Дело в том, что никто не знает, какое именно дно ждёт вас под водой. Поэтому ноги должны быть гарантированно защищены от травм на камнях, получить которые проще простого, оступившись, или поскользнувшись.
Кроме того, сцепление протектора ботинка с камнями под водой в сто раз лучше,чем у разных тапок. Что тоже убережёт вас от дальнейшей эвакуации к людям.

И совсем уже верх безумия, переходить горные реки босиком!
Здесь даже не буду ничего аргументировать.

7272

Переправа вброд, в зависимости от силы течения и глубины реки, осуществляется чаще всего либо индивидуально, либо "стенкой".
Но, даже в первом случае это не означает, что туристы должны лезть в воду как стадо баранов - кто как хочет, и кто куда хочет.
Люди в этом случае переправляются компактной группой, не растягиваясь и строго друг за другом. Подстраховывая впереди идущего и наблюдая, куда он ставит ногу.
Порядок переправы следующий - первым обязательно идёт инструктор, за ним самый слабый. Дальше идёт чередование сильных туристов и слабых. Замыкает самый сильный и опытный. Действия которого подстраховывает предпоследний, постоянно поглядывая, что делается у него за спиной.

Второй вариант, если течение сильное и глубина большая (а навесить перила невозможно) - переправа "стенкой".
В этом случае группа, разбившись на небольшие компании, и поставив в середину самых слабых, переходит строго перпендикулярно течению. То есть осевая группы должна быть параллельно течению, а не перпендикулярна.
Опять же, наглядно показываю, как надо строить "стенку" и как не надо.

27

03

Ещё один момент: раздеваться перед бродом - лишняя потеря времени и сил. Которая, к тому же, абсолютно ничего не даёт туристам. Поскольку мокрые штаны высохнут на тебе гораздо быстрее, чем ты успеешь заметить.

На этом небольшой инструктаж, пожалуй, закончу.
Надеюсь, что многим, кто ещё не очень хорошо знаком с этой темой, написанное поможет не только получить удовольствие от похода, но и убережёт его от лишних неприятностей, больших и маленьких.
Берегите себя!


Comments

( 18 comments — Leave a comment )
lumixograf
Oct. 16th, 2015 06:55 pm (UTC)
Спасибо, интересно.
Редко приходится реки вброд переходить, но раньше (особенно в тепло) ходили босиком. Во смелые-то были..
sergey_63
Oct. 16th, 2015 08:23 pm (UTC)
Да, по молодости все мы чудачим. :)
ant_sol
Oct. 16th, 2015 07:33 pm (UTC)
На первых фото (где переправа по бревну) люди без касок, хотя в некоторых местах есть куда падать
sergey_63
Oct. 16th, 2015 08:24 pm (UTC)
На тех переправах каски были совершенно излишними. В противном случае мои туристы переходили бы реку именно в них. :)
summi_montes
Oct. 16th, 2015 08:07 pm (UTC)
На 3-й и 4-й фотографиях каска была бы не лишней.
И опять я о палках. Когда переправляешься по бревну, расположенному невысоко над потоком, или переходишь бурный ручей по скользким камням, то очень удобно для сохранения равновесия упираться палками в дно. Как бы переходишь с заднего привода на полный :)
sergey_63
Oct. 16th, 2015 08:28 pm (UTC)
На 3- и 4-й фотке переправа группы в которой не было ни одной каски, поскольку маршрут не предполагал никакого горного экстрима. А большая вода в тот год и подобные переправы - это внеплановый мини-экстрим. Который мы благополучно преодолели.

По поводу палок на переправах по бревну уже писал много раз.
Повторяться не хочется. За что, надеюсь, буду прощён. :)
Дмитрий Самусев
Oct. 17th, 2015 07:17 am (UTC)
На последней фотке ребята хоровод водят? )))
Я как то по глупости решил попробовать босиком перейти речушку с рюкзаком за плечами... Ощущения, скажу я вам, непередаваемые нормативной лексикой! Будто бы гвозди в пятки забивают, хоть дно и было из мелкой гладкой гальки. )))
sergey_63
Oct. 17th, 2015 12:15 pm (UTC)
Ну, в общем-то да, о чём и писал выше. :)
sarendas
Oct. 17th, 2015 08:02 am (UTC)
Спасибо, очень познавательно!
Правда, теперь меня беспокоит вопрос, где найти грамотного инструктора для будущих походов?)) И вообще, как понять заранее, что этот инструктор, действительно, грамотный?))
Буду думать...
sergey_63
Oct. 17th, 2015 12:20 pm (UTC)
"... вообще, как понять заранее, что этот инструктор, действительно, грамотный?))..."

Читайте внимательно мой журнал. Там давно написаны ответы на многие Ваши вопросы. Даже на те, которые ещё не заданы. ;) http://sergey-63.livejournal.com/77211.html


Edited at 2015-10-17 12:20 pm (UTC)
sarendas
Oct. 17th, 2015 08:21 pm (UTC)
Конечно, я собирала информацию перед походами. Много разных отзывов прочитала. Но всё равно виртуальная картина сильно отличается от реальной.
sergey_63
Oct. 18th, 2015 01:52 pm (UTC)
Да, согласен. Идти с незнакомыми людьми в поход, это всегда лотерея. И не всегда удачная. :)
lobarg
Oct. 17th, 2015 09:07 am (UTC)
Полезно. Осталось найти инструктора, который поможет)
cosmolol
Oct. 20th, 2015 02:30 am (UTC)
Вообще не согласен переходить реки в брод в ботинках, а потом остаток дня идти в хлюпающей обуви, сушить мембрану на костре... нуу нет. У меня на этот случай всегда хорошие походные сандалии, которые нормально держат ногу. Для вечеров в лагере тоже незаменимая, не тяжелая вещь.
sergey_63
Oct. 20th, 2015 06:59 am (UTC)
Ну, во-первых, коллега, у меня нет задачи сделать так, чтобы со мной были согласны все и непременно. :) Я просто делюсь своим опытом, где по каждому пункту по поводу того, что можно, и чего нельзя, могу привести массу реальных примеров. Именно поэтому всегда рекомендую туристам то, что в первую очередь безопасно и максимально надёжно, а уж потом комфортно.
А вообще, хотел бы напомнить, что горный туризм, с точки зрения городского жителя, вообще штука крайне не комфортная. ;)

Второе...
Речь идёт о походах в Горном Алтае, где броды могут быть по пять-шесть штук за день. И что, около каждого из них, вся группа должна полчаса переобуваться, доставая из рюкзаков сменку, а потом после переправы снова полчаса переобуваться в ходовые ботинки? За день несколько часов только не переобувание? А идти-то когда? :))))

Кроме того, залезая в воду в горной реке, никогда не знаешь, что там на дне. Именно поэтому ноги должны быть гарантированно защищены от ударов, порезов и т.д. Что могут гарантировать только жёсткие ходовые ботинки. Но, уж никак не сандалии, кроссовки и прочие несерьёзные тапочки.

Что касается "сушить мембрану на костре", то здесь могу сказать из своего опыта - если ходовая одежда подобрана правильно, то летом после любого брода она высыхает на теле буквально за час. Это, если стоит хорошая погода. А если идёт дождь, так тем более, она и без брода будет вся мокрая. ;)
А вообще, я уже давно не удивляюсь, когда вижу, как в горах новые туристы изо всех сил берегут свои рюкзаки, ботинки и одежду, чтобы не дай Бог не испачкались, и не намокли ни разу, и не порвались. А я, грешным делом, всегда думал, что в горах главное, это собственное здоровье и жизнь. :)

И ещё...
Дождливая погода на Алтае летом - вещь, более чем вероятная (как и маршрут по мокрой тайге, сразу после дождя). Что по мокроте в ботинках точно так же, как и после брода. Так и здесь тоже порекомендуете людям в сандальках продираться весь день по мокрой тайге?

Что же касается "хлюпать весь день в мокрых ботинках", то можете поверить, в этом абсолютно ничего страшного нет. Кроме того, если уж совсем тело изнеженное, то никто не мешает после реки снять мокрые носки, и надеть сухие. Но, при этом, всё равно реку переходить в брод в ботинках.
alchutoff
Aug. 29th, 2017 12:14 pm (UTC)
Я в этом году на Полярном Урале практиковал любопытную вещь. Были одни ботинки для высоких бродов и болот - лёгкие трекинговые, просверленные каждый в шести местах у подошвы для слива воды, и неопреновые носки. А для горной части, где, собственно, и вода в реках ниже, - тяжёлые трекинговые ботинки. В районе, где глубокие реки (от середины голени и выше) встречаются только в тундровой части, это очень хорошее решение.
sergey_63
Aug. 29th, 2017 01:08 pm (UTC)
Вполне возможно :) Но, я писал рекомендации для тех, кто отправляется в горный поход. А там Ваш вариант с ещё одной парой ботинок, взятой специально для переправ - не подходит.

"...для горной части, где, собственно, и вода в реках ниже..."
"...В районе, где глубокие реки (от середины голени и выше) встречаются только в тундровой части..."

Поверьте на слово, в горах вода не ниже, чем "от середины бедра и выше", и броды по колено - это вполне обычное дело :)
( 18 comments — Leave a comment )