?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда История оживает

Продолжая рассказ о Донском монастыре, хотел бы немного подробнее остановиться на том, что когда-то украшало полированный мрамор дворянских надгробий.
В основном это, конечно, христианские мотивы. Но, сделано это не на современном примитивном уровне, а очень глубокомысленно и многозначительно. Да и просто красиво!

К примеру, вот здесь мы видим не совсем обычный крест.

20

Его перекладины выполняют роль «коромысла» своеобразных весов, на которых висят буквы греческого алфавита «альфа» и «омега» - символы начала и конца, жизни и смерти. Они уравновешивают крест, давая понять, что хотя религия и стоит в центре этой композиции и является основой всего, без любой из этих букв равновесие будет нарушено.

Ну и конечно, масонские символы присутствуют здесь в изобилии. Всё же не стоит забывать, что на дворе шёл XIX век.
Здесь вам и песочные часы – символ вечности и бренности бытия, и песочные часы с крыльями – быстротечность времени, и «Книга закона» - свет во тьме, и череп, кости и коса – символ смерти, и колонны – сила и стойкость, или путь к свету, и усечённые пирамиды – знак масона.

28

28а

29

29а

30

А дворянские гербы – это же целая энциклопедия нашей истории!
К примеру, несколько интерпретаций герба рода писателя Фонвизина.

фонвизины

23а

23

А вообще-то, русскими подданными Фонвизины стали только в XVI веке. Именно тогда войска Ивана Грозного в ходе Ливонской войны взяли в плен одного из военачальников рыцарского ордена Меченосцев - барона Берндта фон Виссин. Ставшего родоначальником уже русского дворянского рода Фонвизиных. Среди которых был не только известный писатель («первый комический автор на Руси» - как о нём говорили современники), но и много талантливых сановников высокого ранга – губернаторов, сенаторов, предводителе губернского дворянства. Был среди них и директор университета, был и декабрист.

А вот здесь лежат представители одного из древнейших родов России - Стрешневы, бывшие в родстве с русскими царями.

25

стрешневы

Евдокия Стрешнева стала второй женой Михаила Фёдоровича (первого русского царя из рода Романовых), и, соответственно, была бабушкой Петра I.

26

А ещё эта фамилия знакома москвичам по названию района Покровское-Стрешнево.
И что интересно, практически такой же герб имел польский рыцарь Ястшембец, известный у себя на родине ещё в XIV веке.

Ястшембц

Ни в одном справочнике об этом нет информации. Но, зная, что Стрешневы были выходцами из Польши, могу предположить прямую связь между этими родами.
Хотя, может быть и другое…
Первый Стрешнев, приехавший в Москву при Иване III, не смог предоставить никаких бумаг. Поэтому родословную записали с его слов – и по поводу дворянской родовитости, и по поводу того, что родом из Польши. Что, как вы понимаете, запутывает любые исследования ещё больше.
И ещё пара слов…
Одно из этих надгробий в фамильном захоронении принадлежит сенатору и камергеру Василию Ивановичу Стрешневу, похороненному здесь в возрасте 82 лет в 1782 г. То есть, это один из последних Стрешневых, род которых пресёкся в 1799 году. Дальше в истории России их прямых потомков уже не было и в документах встречаются только дальние родственники – Глебовы-Стрешневы. Чьи надгробья тоже можно увидеть в Донском монастыре.

А вот и ещё один интересный герб – Плаутины.

31

Здесь похоронен Плаутин Платон Сергеевич (в 1899 г.) и его дочь, умершая на следующий год после рождения (в 1832 г.).
Информацию о Платоне Сергеевиче пока найти не удалось. Известно только, что в 1850 году он окончил Александровский лицей. И судя по военной арматуре вокруг герба, имел самое непосредственное отношение к военной службе.
И что интересно, герб Плаутиных тоже, судя по всему, имеет польские корни. Очень уж он напоминает древний "Лабендзь".

34

Который придя в 1124 году из Дании в Польшу, потом распространился в Литву, Белую Русь (Белоруссию) и Малую Русь (Украину). А позже стал основой и для гербов многих русских дворянских родов.

На этом позвольте завершить маленький экскурс по нашей Истории.
Надеюсь, вам было интересно.
А по самому Донскому монастырю потом, может быть, ещё покажу небольшую подборку настроенческих фоток.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
antony_mk
Nov. 12th, 2013 07:49 am (UTC)
Эээ... По ходу, альфа и омега - атрибуты изображения Христа начиная века этак с 3.

и Крест с этими буквами у перекладины абсолютно традиционен.

См. Откровение, "аз есмь альфа и омега".

Так что в этом пункте мимо, звиняйте :)
sergey_63
Nov. 12th, 2013 08:09 am (UTC)
И что с того? При чём здесь это? :)))
Я разве где-то утверждал, что эта символика появилась только в XIX веке? Или, что это не традиционно для христианства? :)
Речь выше шла просто об изображении символов и их толковании, а не о том, "что, когда и где зародилось". :)

Поэтому "...в этом пункте мимо, звиняйте..." :)))


grig_ka
Nov. 14th, 2013 08:24 am (UTC)
Интересная историческая справочка)
Для большей загадочности можно было устроить ночью фотосъемку под луной с факелами)

Edited at 2013-11-14 08:25 am (UTC)
sergey_63
Nov. 14th, 2013 08:30 am (UTC)
Да, было бы здорово, но кто пустит в монастырь ночью? Да ещё и факелами! :)
( 4 comments — Leave a comment )