?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С тех пор, как Алтай стал активно рекламироваться, народ туда повалил, как сталевары в бухгалтерию – радостными толпами.
Тем более, это ведь так легко и весело – поехать по горам полазить!
А то, что там каждый год люди гибнут, или становятся инвалидами, так то фигня, пустые страшилки.
И вот уже разные «специалисты» заваливают книжные полки и Интернет советами и рекомендациями, рассказывая, как легко и просто любой «чайник» может самостоятельно стать настоящим горным туристом.
Да ладно бы рассказывали как есть, грамотно и серьёзно обо всех трудностях, с которыми там можно столкнуться. Так нет! Вместо этого радостно-оптимистичные «спецы» призывно улыбаясь, вещают о том, что в горах не сложнее, чем в любом городском парке.
При этом абсолютно не понимая, какую ответственность берут на себя!


Надысь тут тоже попалось на просторах ЖЖ…

Один прекрасный юноша и даже «гид по горам» (как он себя рекомендует) вдруг решил, что пришла пора давать умные советы. И он тут же выдаёт здоровенную статью у себя в журнале, как он пишет «…что-то типо рекомендации для странствующих…» под непонятно-интригующим названием "Красивое озеро" - далеко и опасно? (Дарашколь).

И очевидно для того, чтобы сразу успокоить новичков, он тут же вводит их в заблуждение:

«…я уже упоминал об этом озере то, что расположено оно фактически на пути следования самого популярного маршрута на Алтае: Аккем- Кучерла (к подножью Белухи)…»

Но, любой, кто там хоть раз побывал, прекрасно знает, что Дарашколь находится уж точно не «по пути следования» с Кучерлы на Аккем, а далеко в стороне. И для его посещения необходимо уйти на несколько дней с тропы, ведущих из долины одной реки в другую.

Далее идёт странное описание начала пути на Дарашколь.

«…Начинается тропа от Кучерлинского озера … все что необходимо это лишь идти и идти вдоль озера, периодически переходя мелкие ручейки и перепрыгивая через бревнышки…»

Такое ощущение, что человек просто издевается над теми, кого он отправляет туда в самостоятельную «несложную прогулку». :)
Чтобы не писать много букв, просто покажу, как в действительности может выглядеть лишь одно место (снятое в разные годы), на которое вдруг попадаешь «…периодически переходя мелкие ручейки и перепрыгивая через бревнышки…».

174251_original

00218qqk

Читаю дальше о тропе от Кучерлинского до Кедровой, и снова офигеваю:

«…Затем вас ждет такой-жепереход вдоль разливов реки, но уже с добавление камней и курумника. Так почти незаметно вы доберетесь до отличной кедровой полянки…»

Тут же резонно хочется задать вопрос этому «гиду по горам»: «Мил человек, вьюнош прекрасный, ты для кого это пишешь? Для своих врагов?»
Какой на хрен «незаметно доберётесь до кедровой полянки»?!!! Это что, была шутка?
Там ведь ещё на самом озере будет достаточно неприятная сыпуха. А потом, после его окончания и относительно спокойной тропы, сразу начинается серьёзный курум на прижимах. Где улететь в реку – проще простого!
Так что до Кедровой поляны там не то, что «незаметно доберётесь», а придётся очень прилично попотеть. И не скажу, что этот процесс будет совсем уж бзопасным!

Читаем дальше юного «гида по горам» и снова грустно удивляемся.
Поскольку неофитам туризма впереди предстоит переправа через Кучерлу, он начинает не только рассказывать, но и показывать, как это правильно делать.
И именно вот так, по его мнению, выглядит «переправа стенкой» через горную реку.

ааааа

Что он тут же и комментирует:

«…Переходить брод лучше всего "стенкой" по 4-5 человек, можно и больше - рассчитывайте силы сами ,но в любом случае не советую делать этого одному…..Практический совет, переходить брод лицом к течению и немного под углом к противоположному берегу. Так у вас меньше шансов быть сбитыми с ног…»

На это можно сказать однозначно - делать так категорически нельзя!!!
Ходить друг за другом взявшись за руки нужно в праздничном хороводе, а не в горной реке. А лицом к течению переходят именно те, кому хочется быть сбитым потоком. Потому, что на самом деле это делать нужно вот так

IMG_2348

51995

То есть, люди при этом должны обязательно крепко ДЕРЖАТЬ друг друга, а не интимно трогать за пальчики.
И осевая «стенки» всегда (!!!) должна быть параллельной, а не перпендикулярной, осевой линии реки (т.е. течению).
И ещё хотелось бы напомнить, что большинство Ч/П со смертельным исходом происходит в горах именно на переправах. А что может произойти именно на верхней Кучерле, и именно в этом месте, я желающим могу как-нибудь потом более подробно рассказать.

И ещё одно, чего делать нельзя, отправляясь в радиалку с Кучерлинского озера на Дарашколь - уходить на весь день налегке, лишь с лёгкими ветровками и маленькими сумочками (как водит свою группу упомянутый "гид")!
Погода в горах меняется очень быстро и далеко не всегда в лучшую сторону. Поэтому вполне вероятно, что уйдя утром в солнечную погоду и жару, возвращаться вечером придётся в проливной дождь и жуткий холод. Если вообще по такой погоде удасться вернуться, а не придётся околевать где-нибудь в луже под камнем всю ночь до утра, без костра и горячей еды.

В общем, дальше комментировать не хочется.
А хочется спросить у подобных «советчиков»: «Когда кто-нибудь из новичков, кого вы туда так легко отправляете, на этой «простенькой тропе» серьёзно покалечится (или ещё чего похуже), вас совесть мучить не будет?»

Одним словом, после прочтения всего текста меня посетила грусть. Но не от него самого, а от фразы из коммента автора ЖЖ в самом конце: «…Рад, что оказался полезным... Какие еще места вам интересны?...» .
Что даёт понять - продолжение следует.
К сожалению!


P.S.
Будущим туристам хочу предложить простой и примитивный совет – выбирая себе проводника/гида/руковода в поход, или советчика/консультанта, первым делом посмотрите на его возраст.
Юность и симпатичная мордашка, они ведь хороши только в постели (да и то не факт), а в горах ценится другое – опыт и знания!
Потому, что здесь главное не удовольствие, а безопасность!




Comments

( 23 comments — Leave a comment )
amrisa
Nov. 5th, 2012 08:36 am (UTC)
Надеюсь, вы в журнале написали юноше, что он бред несет, а то нас таких, как я, наивных и доверчивых много.
ЗЫ. У вас удивительный журнал, такие обалденные места!
sergey_63
Nov. 5th, 2012 08:47 am (UTC)
"...такие обалденные места!..."

Рад, что они Вам нравятся! :)

"...Надеюсь, вы в журнале написали юноше..."

Развёрнуто это писать в чужом журнале, по-моему, не совсем корректно. Поэтому там просто вкратце и вежливо прокомментировал как мог:
"Если в двух словах - маршрут на Дарашколь примерно в два раза сложнее и серьёзнее того, каким он описан здесь. И ходить туда новичкам самостоятельно от Кучерлинского озера, несмотря на оптимизм этих рекомендаций, очень не рекомендую.
Ищите опытных людей, они помогут туда сходить без риска и экстрима.



Edited at 2012-11-05 09:30 am (UTC)
amrisa
Nov. 5th, 2012 09:46 am (UTC)
Для нас это практически нереально - мы в Израиле. У нас, конечно, тоже есть, где побродить, но такого нет :(
sergey_63
Nov. 5th, 2012 09:50 am (UTC)
Ну, ничего - главное хотеть! :)
amrisa
Nov. 5th, 2012 10:16 am (UTC)
Вот, сижу и хочу :)
sergey_63
Nov. 5th, 2012 10:28 am (UTC)
:)
ezhik_israely
Aug. 3rd, 2016 05:11 am (UTC)
почему не реально? я из Израиля и только что вернулась из похода Кучерлинское-Дарашколь-пеервал Каратюрек-Аккем
Все реально! :)

автору респект за пост, поставила линки у себя в отчете на оба поста, пусть народ сам решает и делает выводы
amrisa
Aug. 3rd, 2016 06:43 am (UTC)
Ага, я видела ваши отчеты, восхитилась. Для меня это практически нереально, слишком сложная логистика. Но кто знает :)
ezhik_israely
Aug. 3rd, 2016 05:19 am (UTC)
вот линк с отчетом, если интересно
http://ezhik-israely.livejournal.com/1181405.html
summi_montes
Nov. 5th, 2012 08:59 am (UTC)
"И именно вот так, по его мнению, выглядит «переправа стенкой» через горную реку"

Спасибо, повеселился :)
Ещё вот так можно :)) (http://img-fotki.yandex.ru/get/4515/krasnova1012.3/0_656e5_6f4e4aea_XL)

Сергей, что Вы скажете о способе переправы вчетвером кругом, показанном на картинке в учебнике Антоновича "Альпинизм"?
(http://lib.el-cap.kiev.ua/Antonovich_Alpinizm/_alpin_2_7_1.html)
sergey_63
Nov. 5th, 2012 09:04 am (UTC)
Если вода выше колен, и экстрим, соответственно, очень реальный, то "стенкой" - это самый лучший вариант из тех, что там рекомендуются (если нет возможности навесить перила).
suloy
Nov. 5th, 2012 12:17 pm (UTC)
Срегей, я таки за то чтобы указывать "первоисточник"... По двум соображениям. 1) быть может все не так и страшно как вы "преувеличиваете"... 2) если все так, то герой должен найти свою славу. Первый пункт скорее для порядку... неадекватности за вами вроде замечено не было. Второй же, есть прямой способ предотвратить возможную трагедию. Буквально недавно такое произошло и вы в курсе. Надо озвучивать потенциальные "источники опасности". Все ИМХО конечно!
sergey_63
Nov. 5th, 2012 12:37 pm (UTC)
"...Срегей, я таки за то чтобы указывать "первоисточник"..."

Я не занимаюсь бесплатной рекламой и продвижением ЖЖ людей, в которых они рекламируют свой бизнес. ;)

Да и зачем человека на весь мир позорить? :)
Вполне достаточно, что эта тема есть здесь, и мой краткий коммент там - в его ЖЖ.
Читатели, у кого голова на плечах есть, всё сами поймут.
А у кого с мозгами туго, то... :)

Тем более, что уж Вам-то "первоисточник" достаточно известен и без моих уточнений. ;)

"...быть может все не так и страшно как вы "преувеличиваете"..."

Приведённые цитаты я придумал сам? ;)

Edited at 2012-11-05 12:41 pm (UTC)
suloy
Nov. 5th, 2012 12:44 pm (UTC)
Логично, так то... Кто прочел - уже предупрежден, а значит и вооружен. А кто не заглядывает сюда и ссылка не поможет.

Согласен.
sergey_63
Nov. 5th, 2012 12:46 pm (UTC)
"...Надо озвучивать потенциальные "источники опасности"..."

Я озвучил - в первую очередь это подобные рекомендации, в которых "гиды" убеждают всех, что горы, это легко и просто.
walabyda
Nov. 5th, 2012 04:49 pm (UTC)
ойойой!!!

надо же, какие интересные люди встречаются!
а нам каждый раз на лекции про переправы рассказывают про руководителя детской группы, который как раз такой стеночкой, как на картинке, переправлялся и угробил почти всех. И сам, кажется, погиб, блин!!!
интересно, какой у "гида" стаж?..
sergey_63
Nov. 5th, 2012 05:54 pm (UTC)
Так тут дело не в стаже, а знаниях. Которых, судя по всему, в наличии не много. Что с успехом компенсируется юношеской бравадой и пофигизмом: "Со мной до сих пор там ничего не случилось, значит и ни с кем ничего там случиться не может".

А может тому "гиду" показать место на той переправе, куда он новичков направляет, где два года назад турист погиб?
Может хоть это его немного задуматься заставит.
walabyda
Nov. 5th, 2012 06:37 pm (UTC)
вот, кстати, стоило бы... ой, как стоило бы!
sergey_63
Nov. 5th, 2012 07:05 pm (UTC)
Ну что ж, представиться случай, покажу.
А заодно расскажу, какие реальные случаи происходили с людьми на этой тропе и на этой переправе.
vbobb
Nov. 5th, 2012 05:06 pm (UTC)
В этом году(а может и раньше), там снесло кедр через правую протоку, вся тропа ушла под воду и на подходе к переправе очень неприятный бурелом...
О прогулках на Дарашколь налегке: в 2000м бегал туда и обратно с середины Кучерлинского озера, вернулся глухой ночью...хорошо лунная ночь была:)
sergey_63
Nov. 5th, 2012 05:50 pm (UTC)
Я по этой тропе уже раз 20 прошёл в оба конца. И чего только там уже не повидал, и чего только на своей шкуре не испытал.
Так что с полным основание могу утверждать: радиалка за один день с Кучерлинского озера на Дарашколь, и обратно - это далеко не лёгкая прогулка, как думают некоторые. ;)
stepanyukv
Nov. 6th, 2012 07:24 pm (UTC)
А вот и автор сего безобразия, закидывайте помидорами... А для начала советую прочитать полную версию моей статьи о Дарашколе http://stepanyukv.livejournal.com/5508.html . Автору сего поста: не хорошо вырывать отдельные фразы из общего контекста и выдавать их за грубейшие ошибки.. дайте своим читателям самим прочитать статью и составить свое мнение. Я не писал, что это легко, я не писал что Дарашколь по дороге между Кучерлой и Аккемом и более того я даже указал сколько дней необходимо для того чтобы дойти от Кучерлинского и что Дарашколь находиться в стороне. Далее тропа вдоль озера... она не на столько сложна, чтобы ей пугать людей. Да, не по городу ходить, но и страшного в ней ничего нет, она там одна, а идет человек с гидом или нет тут никакой разницы, гид туриста на руках не переносит и легче от этого она не станет. Дальше =) брод..да тот самый на котором я по мнению вас допустил кошмарную ошибку. В статье четко указанны обстоятельства при которых вообще можно переходить, а при которых НЕЛЬЗЯ. (ответ на комментарий: про туриста утонувшего знаю, а еще знаю где и как утонул и почему, поэтому даже в статье показал место где стоит начинать переходить этот брод) Ну и последнее, в комментария был момент про опыт и знания, и то, и другое присутствует. А как вы выразились "юношеской бравадой и пофигизмом" я не страдаю...
sergey_63
Nov. 7th, 2012 07:33 am (UTC)
«…Я не писал, что это легко, я не писал что Дарашколь по дороге между Кучерлой и Аккемом…»

Да нууу?! :))))
А вот эти фразы я сам придумал? ;)
И от того, что они взяты отдельно от всего повествования, градус их странности не уменьшается.

«…я уже упоминал об этом озере то, что расположено оно фактически на пути следования самого популярного маршрута на Алтае: Аккем- Кучерла (к подножью Белухи)…»

«…Начинается тропа от Кучерлинского озера … все что необходимо это лишь идти и идти вдоль озера, периодически переходя мелкие ручейки и перепрыгивая через бревнышки…»

«…Затем вас ждет такой-жепереход вдоль разливов реки, но уже с добавление камней и курумника. Так почти незаметно вы доберетесь до отличной кедровой полянки…»

«…Переходить брод лучше всего "стенкой" по 4-5 человек, можно и больше - рассчитывайте силы сами ,но в любом случае не советую делать этого одному…..Практический совет, переходить брод лицом к течению и немного под углом к противоположному берегу. Так у вас меньше шансов быть сбитыми с ног…»


А может быть фотографию переправы "стенкой" тоже я сам сделал? :))))

Вы бы, юноша, вместо обид и недовольств, лучше бы справочник какой-нибудь по туризму почитали - по поводу переправ через горные реки и др. :)

И это ещё при том, что не стал комментировать всё остальное в Ваших советах.
Да, конечно соглашусь, в указанных рекомендациях далеко не всё у опытных туристов вызывает удивление и улыбки. Но в целом, текст говорит о том, что его автору такие советы новичкам пока рановато давать.
И ещё…
То, что я написал выше – моя точка зрения, а не повод для диспута.
Я её высказал – моё право.
Вы с ней не согласны? - Ваше право.

И повторюсь ещё раз:
Я всегда буду категорически против подобных «Рекомендаций», когда людям, впервые отправляющимся в горы, сладко вещают о лёгкости и непринуждённости ожидающего их там «отдыха»! Тем более, когда это делают люди, сами ещё слабо представляющее, как правильно и безопасно это должно быть организовано.



Edited at 2012-11-07 07:35 am (UTC)
( 23 comments — Leave a comment )