?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По уже ставшей доброй традицией, на очередной коммент bart_igor отвечу отдельной темой.
Причиной этому послужил вот такой его пост:

«…Я вот например не люблю костры и хожу без них.
Мне странно как люди могут ходить с кострами.
Дым, рубка дров, несение топора и/или пилы , вечно пропахшая костром ХБ снаряга, костровища на земле опять же:-) но многим нравится:-)…»

Ответ на это я уже вкратце дал раньше, но здесь хотел бы ответить более развёрнуто.

Несколько раз уже встречал в горах чудаков, которые тоже весь поход по тайге идут без костра, только на одном газу. Причём объясняют они точно так же, типа – грязно, дымно и т.д. Но, как только кто-то рядом разводит костёр, эти «принципиалы-газовики» тут же оказываются рядом. А ларчик то просто открывается – ведь чтобы развести огонь, сначала нужно пойти нарубить дров, натаскать их, сделать нормальное костровище, да ещё и постоянно поддерживать огонь. А вот когда всё это кто-то сделал, то почему бы и не забыть на время о своих принципах? :))))

Приведу пару примеров (которых на моей практике было очень много).

Как-то раз, подходит к нашему лагерю группа супер-туристов. А «супер» у них было всё – палатки, снаряга, обувь, одёжка и т.д. - всё дорогущих крутых фирм! И идут они все стерильно чистенькие, и соответственно весь поход только «на газу».
Забавно было наблюдать, как у одного из них на секунду на землю упала налобная повязка – в глазах у него был неподдельный ужас. После этого Ч/П он ещё полчаса наверное её выбивал и отряхивал.
А столовые принадлежности у каждого были в стерильных индивидуальных чехольчиках. Причём не только ложки, но и вилки! :))))
И вот эти «супер-туристы» подваливают к вечеру к нам и становятся на ночь рядом. А у нас всё как обычно – приготовлен большой запас дров и горит жаркий таёжный костёр.
И что вы думаете – они стали мудрить в темноте со своей газовой горелкой?
Как бы не так!
Тут же все принципы были забыты и они с удовольствием расположились в тепле и свету, откровенно млея от такого удовольствия. :)

Второй пример.

Приходим в 1999 году на Аккем (на озеро). Народу тогда туда навалило море. Я для интереса начал считать палатки - насчитал 100, а потом надоело.
Кто бывал там, тот знает, что и в лучшие года на Аккеме с дровами очень туго, а тем более при такой толпе.
А в это время начались затяжные дожди, которые к тому времени почти без перерыва поливали третий день.
И вот весь этот шалман сидит в своих сырых палатках и медленно там умирает.
Приходим мы.
Ставим лагерь.
И вдвоем с моим другом (а вся остальная группа была чисто женской) под дождём лезем на «стенку» под Ак-Ойюк за дровами. Притаскиваем дрова и к вечеру разводим нормальный костёр. Прикольно смотрелось – в ночи огромный лагерь вдоль озера, а огонь горит только у нас!
Дождь немного стих и из многочисленных соседних палаток начали появляться жаждущие тепла туристы. А поскольку найти вожделенный огонь можно было только у нас, все потянулись к нашему костру. Тут же его (вместе с нами) окружила большая толпа людей, пытаясь кто согреться, кто высушить что-нибудь. И вот в тот момент хоть бы кто сказал эти смешные слова – «…не люблю костры и хожу без них. Мне странно как люди могут ходить с кострами…»! :))))

Т.ч. дорогие мои «опытные» собратья, дело тут не в «люблю-не люблю»  и не в запахе.
Костёр в горах, это возможность всегда при любой погоде высушиться, согреться и нормально провести вечером время.

Конечно, если у группы стоит только одна задача – как можно быстрее проскакать свой маршрут, тогда да – пришли мокрые на ночёвку, быстренько на газу что-то приготовили и тут же расползлись спать. Утром вскочили, одели всё мокрое, быстро поели и дальше поскакали. И так каждый день! Если кому-то нравится такой туризм – флаг им в руки!
А вот те, для кого общение с интересными людьми является неотъемлемой частью похода, вряд ли захотят заменить вечер у костра на посиделки вокруг газовой горелки. :))))

И ещё, по поводу «…вечно пропахшая костром ХБ снаряга…» - а что, вы, может быть, и не потеете?
Или вам запах пота намного приятнее запаха костра?

Что же касается «…несение топора и/или пилы…», то взвесьте для интереса на весах, с одной стороны топор, а с другой -  запас газа на ежедневную готовку на 2-3 недели. Могу себе представить, сколько суммарно потянут баллоны, если берутся они на группу 10-20 чел.
При этом, объём баллонов тоже никак не сопоставим с объёмом даже двух топоров.

Ну и ещё одна проблема (это по поводу «…костровища на земле опять же…»).

На большинстве стоянок костровище делается на одном и том же месте десятки лет, и на экологию это никак не влияет.
А вот после «газовиков» на стоянках частенько остаются пустые газовые баллоны. Сжигать их нельзя, а нести домой израсходованные баллоны, этим туристам, лениво. Вот и лежит годами на стоянках эта дрянь, постепенно вырастая до куч приличного размера.
Одно радует, таких чудаков, кто по тайге ходит с газом, ещё не так уж много, поэтому и проблема с баллонным мусором пока ещё не так остро стоит как, к примеру, на Кавказе.
Но, судя по всему, всё ещё впереди. :(

Итог:

Как я уже сотню раз говорил – не нужно любое полезное снаряжение (палки, газ, каски и т.д.) превращать в фетиш, и таскать их даже там, где они совершенно не нужны!

Газ замечательная и необходимая штука в двух случаях – когда в сложных погодных условиях нужно быстро дать группе хоть немного горячей пищи, и когда стоянка или привал проходит на камнях, где дров нет по определению.

А ходить по тайге в абсолютно сухую погоду, пиная ногами отличные кедровые дрова, и при этом постоянно сидеть «на газу» - это глупость примерно из той же оперы, что и заявления некоторых «туристов» (сам слышал) – лучше буду голодным идти, чем есть эти ваши консервы и концентраты.

Пока писал, появилось ещё одно послание от нашего неутомимого bart_igor. :)Всё цитировать не буду, кому надо – сам прочитает.
Лишь приведу один, самый забавный фрагмент:

«…Вы разводите большой костер и греетесь и сушитесь. Мы греемся чаем а просушка нам не особо требуется…».

Во как!!! Им в любой дождь ничего сушить не требуется! Круто!!!
Ну, тут одно из двух – либо ребятам везло, и они ещё не попадали в серьёзные дожди, либо они идут (и несут снарягу) в водолазных гидрокостюмах.
Да и согревание только чаем, это же так здорово! Действительно, на фига ещё и костёр разводить? :))))

И оттуда же:

«…А развести костер они не могли, или не умели так как все мокрое уже давно, а все хоть чучуть сухое уже давно все сожгли…».

Ну что ж, и об этом я уже писал – не нужно своё незнание и неумение прикрывать всякой ерундой (грязно, дымно, неудобно и т.д.).

Просто попробуйте научиться, как все опытные туристы, разводить костёр в любую погоду (поверьте - это не так уж и сложно), и не придётся таскать полные рюкзаки газовых баллонов и рассказывать нам о том, как это здорово – в жутких холод, греться не у костра, а сидя в сырой палатке, судорожно зажав в ладошках кружку с чаем. :)))))

И напоследок – Игорь, я давно уже понял Ваш подход к туризму.
Что я на это могу сказать...? 
Вам нравится? - Ну и слава Богу!

И давайте, наверное, уже на этом остановимся. :)
Пусть каждый ходит в походы так, как ему нравится!

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
egarimea
May. 19th, 2009 03:14 pm (UTC)
Хм... С интересом читаю... но пришло время чего-то сказать.
Приведённые здесь примеры, как, впрочем и все, долженствующие кого-то в чём-то убедить являются гиперболизированными.
Отношусь к категории туристов "что меньше пяти сантиметров - не грязь, что больше - само отпадёт" - это про тех, кто повязку ронял с ужасом. Однако же, не знаю уж, как там сейчас в ваших краях, а Крым буквально умирает от тех, кому нужно прямо здесь и сейчас развести костры. Для просушки - да. Для того, чтобы сплотить коллектив, для "романтики" - если уж достаточное количество людей собралось - костёр зажигаем. Но если группа самодостаточна (а газового балона хватает на неделю на троих, если что), то жечь костры... немного грустно.
P.S. Ну выкатились пять копеек...
P.P.S. Вопрос о балонном мусоре даже не ставлю, поскольку ВСЁ что принесено на стоянку с неё уносится.

Edited at 2009-05-19 03:17 pm (UTC)
sergey_63
May. 19th, 2009 04:15 pm (UTC)
Братцы мои (и сестрицы), ну давайте не будем сравнивать Крым и Алтай! :))))
Вы себе разницу представляете?
Это то же самое, что сравнивать близлежащий парк и девственный лес.
С одной стороны места, где за каждым поворотом деревня или лагерь туристов, а с другой стороны – можно пару недель идти и ни одного человека не встретить.
И, разумеется, не нужно жечь костры там, где и так уже от природы одно название осталось, и там где уже давно нет ни нормального леса, ни дров.

И ещё…
Давайте всё же попробуем внимательно читать, всё, что я пишу. :)
Я где-нибудь говорил, что для маленькой группы в 2-3 человека костёр так уж необходим???
Разумеется, когда идут 2-3 друга, им вполне может хватить общения и согревания при лежании в палатке, а готовки на одной газовой горелке (тем более в Крыму).
Но, я то здесь говорю о группах в 15-20 человек! Разницу чувствуете?
Прикиньте, сколько нужно тащить баллонов на такую ораву на 15-20 дней похода! :)
Отсюда ряд вопросов:
- кто их потащит, если рюкзаки и так не самые лёгкие?
- куда их положить, если все рюкзаки и так забиты под завязку?
- куда потом девать пустые баллоны? (обратно тащить?)
- в случае затяжных дождей где прикажите народ сушить и обогревать? (у газовых горелок?)
- и т.д.

«…Вопрос о балонном мусоре даже не ставлю, поскольку ВСЁ что принесено на стоянку с неё уносится…»

Это хорошо говорить, когда на весь поход берётся один 500-гр. баллон. А если их го-о-о-о-ораздо больше? Да и что-то я не видел, чтобы кто-то из похода приносил кучу пустых баллонов. :)))

Кстати, если Вы читали первые части моего походного отчёта, то попробуйте представить - чтобы мне сказали туристы моей группы в той ситуации (несколько дней непрекращающихся дождей, жуткая всепроникающая сырость и холод), если бы я им сказал: "Костра не будет, идите грейтесь и сушитесь у газовой горелки".

Т.ч. барышня, это не какие-то "гиперболизированные" и "отвлечённые" рассуждения, а конкретные случаи из реальной практики.
И заниматься тут теоретическими рассуждениями можно очень долго, но почему-то, как только разводится костёр (особенно в дождь и холод), к нему бегут ВСЕ, в том числе и те, кто до этого говорил "Ну его на фиг"! :)))))
(no subject) - egarimea - May. 19th, 2009 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_63 - May. 19th, 2009 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evlemkaloza - Jun. 7th, 2010 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_63 - Jun. 7th, 2010 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - evlemkaloza - Jun. 8th, 2010 04:16 am (UTC) - Expand
asajj_chain
May. 19th, 2009 03:48 pm (UTC)
По мне, так костер вообще непременная составляющая похода! И не только от того, что им греешься и на нем готовишь еду. Это же как здорово - посидеть вечером у костра. Думается мне, что нелюбящих дым и запах, к кострам тянет не только возможность отогреться :)
sergey_63
May. 19th, 2009 04:29 pm (UTC)
Ну, вообще-то для меня здоровье и безопасность моих туристов гораздо важнее романтики. И для меня костёр, это в первую очередь именно это!
И именно поэтому, при дефиците дров, я никогда не разрешу израсходовать их на простые посиделки, в ущерб готовки еды.

Когда ведёшь людей, то воленс-неволенс приходится думать сначала о разных прагматичных и меркантильных вещах, а потом уже о романтике.

Но, если туристы не ленивые и сделали нормальный запас дров, то посидеть ночью у костерка я и сам очень люблю! :)

(no subject) - asajj_chain - May. 19th, 2009 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_63 - May. 19th, 2009 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chandrasec_lay - May. 20th, 2009 02:38 pm (UTC) - Expand
laren_door
May. 19th, 2009 04:28 pm (UTC)
По поводу "просушится" было бы интересно прочитать "технику безопасности", т.к. незнание, увы, чревато потерями. Особенно интересно, как организовать сушку в сырую погоду, потому что, например, в Карпатах это проблема постоянная.
sergey_63
May. 19th, 2009 04:35 pm (UTC)
Правило одно – никогда не оставлять свои вещи у костра без присмотра!
Очень часто нарушение этого правила приводит к ритуальному сжиганию на костре того, что осталось после такой «сушки», и что до этого было штанами/футболкой/носками/и т.д. :))
Кроме этого, крупные вещи (куртки, спальники и т.д.) сушатся только на руках, стоя у костра, и постоянно проверяя степень их нагрева и просушки.
Иначе они либо сгорят, либо останутся наполовину мокрыми.

Ботинки же сушатся у костра только в случае крайней необходимости. А так обычно просто ставятся под тент, где потихоньку за ночь и подсыхают.
nayra_gurza
May. 19th, 2009 04:35 pm (UTC)
Как-то даже странно было б, что такие вещи объяснять приходится... если бы не было столько упертых личностей, слышащих только то, что им хочется)) Я себе как представлю Карелию с Архангельской областью - месяц и принципиально на горелке - смешно становится.
sergey_63
May. 19th, 2009 04:40 pm (UTC)
Вообдще-то я объясняю это, в первую очередь, не "постоянно несогласному товарищу", а тем новичкам, кто захочет проверить его советы на себе.
По большому счёту, мне конечно "по барабану", но...
Всё же жаль ребят, кто решится отправиться в поход на 2-3 недели только на одном газу.
Это ещё хорошо, если будет сухо и тепло. А если нет - тогда что делать...? :)
(no subject) - nayra_gurza - May. 19th, 2009 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_63 - May. 19th, 2009 04:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dusty - Jun. 20th, 2011 08:07 am (UTC) - Expand
duh_gor
May. 19th, 2009 04:36 pm (UTC)
Я жгу спирт (правда технический) уже два года. Доволен полностью. Но у меня запросы маленькие и озябнуть не боюсь, к тому же флис быстро сохнет. Можно взять тент.
Хотя временами жгу костры, но либо при экстремальной погоде, либо на стоянке, если есть кострище и настроение.
Ночуя вне стоянок (кроме бурь) никогда не жгу костры. В моем регионе уже все кострищами уделали, что словно орда Чингисхана на постое была.
Но это мое мнение.
sergey_63
May. 19th, 2009 04:45 pm (UTC)
Такое ощущение, что пишу по-турецки. :)))

По поводу маленьких групп (1-3 человека) и походов по местам, где от природы уже ничего не осталось, уже всё сказал (см. выше).
duh_gor
May. 19th, 2009 04:42 pm (UTC)
Честно сказать не встречал туристов которые "ну только на газу") Какая то крайность безумная
sergey_63
May. 19th, 2009 04:46 pm (UTC)
А ещё есть такое выражение - "Русский понт дороже денег"! :))))
miker_behemoth
May. 19th, 2009 05:11 pm (UTC)
Да правильно все вы говорите! Костер это значительная часть похода, опять-же все истории, все обсуждения дня только у костерка. Да по весеннему лесному Крыму (опять мы про прогулки :) но всеже) топор не нужен, ибо хворосту много очень много, в других условиях думаю пригодится.
На этих майских в походе на второй день был сильный туман с дождем. Костер разводили минут 30, но зато потом под просушив насквозь промокший шмот, и основательно согревшись стало так хорошо :) Да можно было взять балон и приготовить еду на нем... но я представил себе: ночь, туман (он до утра продержался), в мокрой одежде... брр.
sav_in
May. 19th, 2009 06:56 pm (UTC)
ух ты. Я гляжу читателей прибавилось многократно! :)
sergey_63
May. 20th, 2009 07:50 am (UTC)
Да, заходит народец.
Наверное им это интересно. :)
(no subject) - barselona8 - May. 20th, 2009 05:15 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 19th, 2009 08:59 pm (UTC)
О! Костёр - это чуть ли не самая офигенная штука в походе!
Когда весь день тащился за инструктором незнамо куда, измучился и утомился... а вечером расположится у жаркого костра, даже если накрапывает дождик - это самый кайф!
А ещё с гитарой...... :))))

А топор не нести в поход - это тоже странно как-то... он ведь не только для рубки дров понадобится может!
33abc
May. 19th, 2009 09:01 pm (UTC)
Согласен. Причём и для маленькой группы костёр - благо. Вот я ранней весной среди ночи промёрз - так встал, разжёг, полностью прогрелся и спать пошёл - до утра хватило. А чем ещё греться? Всё ж надето.
diletant_s
May. 20th, 2009 06:59 am (UTC)
нет ничего вкуснее, чем еда и чай, приготовленные на костре!
нет ничего прекраснее в походе/лесных посиделках/проч., чем пропахнуть дымом костра.
нет ничего прекрасней, чем греться теплом костра!
да и вообще, клево же походить да пособирать/порубить/понапилить дров, забабахать кострище, наварить горячей вкусной еды, заварить вкусного чая и сидеть греться под разговоры о вечном и бесконечном!!!
(Anonymous)
Aug. 3rd, 2009 08:19 am (UTC)
...." жечь костры... немного грустно...."-ВОТ в чём проблема!!!-просто люди заботятся о."сохранении природы"(как-то пафосно это звучит,но сути не меняет)я тоже ЗА живой огонь(то бишь костёр)и ВКУСНО и УЮТНО и СУХО и РОМАНТИКА и..... "УБОРКА ТЕРРИТОРИИ"....(чем тебе ни гринпис?)Да , и не забываем, что речь идёт о плановых походах,маршрут которых расписан вплоть до стоянок..,а ведь там всегда есть готовое костровище,...нужно только позаботиться о дровах,но порой и это не проблема,ведь собратья НАШИ-ТУРИСТЫ,оставили охапку дровишек на "разжижку"...а заметили , что на Алтае в любую погоду горят дрова?!! по себе знаю, что приготовить горяченькое -это не проблема, если рядом есть лес...НО порой заносит туда, где даже ветки под ногами не найдёшь...вот тогда ДААА-ГАЗУ!.а ещё лучше(для нас:-2чел.- по крайней мере)-это солдатская горелка...сейчас они идут в комплекте сухпойка для солдат...маленькая лёгонькая пластиночка,которая подгибается с 4 сторон,под неё зажигается всего одна таблетка сух.горючего -разогреть баночку тушёнки,вскипятить кружку кипятка хватает заглаза..причём пластинка МНОГОРАЗОВАЯ,а таблетки хватает на два раза..-прям "палочка-выручалочка"(в комплекте 1пластинка+4таблетки,солдатики знают)когда из палатки носа не хочется высунуть:..,дождище...,соплища...,дипрессняк...- УРА!Российской армии...ура!ура!ура!!!
(Anonymous)
Aug. 9th, 2010 08:52 am (UTC)
Только навскидку несколько мест на Алтае, где дрова уже все выпилили вырубили и за ними надо ходить за несколько км (без преувеличения) - Шавлинские озера, Акту, Аккем, Кучерла, Маашей, Аккол (ледник Софийский), Талдура (ледник Талдуринский), Каракольские озера (если не покупать на турбазе олимп) ну соответственно стоянки вдоль тропы по пути к этим объектам. То есть как раз районы популярные для пеших н/кашек и "еденичек".
sergey_63
Aug. 9th, 2010 08:58 am (UTC)
Ну, зачем же так трагично! :)))))
Можете поверить человеку, который каждый год ездит в те края – на Аккеме и на Кучерле дров завались. Просто не нужно лениться.
(в качестве аргумента можете посмотреть здесь мои рассказы о походах за два последних года)
( 33 comments — Leave a comment )