?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Помимо различных вопросов, которые нужно решить перед походом, и ответы на которые нужно знать заранее, есть ещё один, достаточно специфический – ОБЩЕНИЕ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ.

Сразу скажу, что не знаком с этим вопросом относительно других районов нашей страны, поэтому расскажу о том, что знаю хорошо – о Горном Алтае.

Приведённые ниже рекомендации могут быть полезными не только тем, кто самостоятельно отправляется в поход в этот горный район, но и тем, кто идёт туда под руководством инструкторов. Дело в том, что, к сожалению, в последнее время туристкие группы всё чаще стали водить молодые парни, кого уже даже не называют инструктором, а просто «гидом-проводником». В результате, многие из них, не имея достаточного опыта и знаний, попросту не знают некоторых вещей. В том числе и то, как предотвратить конфликтную ситуацию с местным населением, и как себя вести в ней, если она всё же возникла.
Поэтому, думаю, нижесказанное будет полезно многим.

О чём ещё хотелось бы сразу сказать – я ничего не имею против местных жителей Горного Алтая (алтайцев, русских, казахов и т.д.). Сам среди них знаю много замечательных людей. А одна русская семья из Мульты (о ком я когда-нибудь расскажу более подробно) – это, пожалуй, одни из лучших людей, кого я встречал за всю свою жизнь.
Но, с другой стороны, в деревнях и сёлах (особенно в алтайских), учитывая безработицу, безденежье и бедность, живёт столько всякого спившегося сброда, что порой ужас берёт.
Кроме этого нужно помнить ещё одну вещь – алтайцы, очень восприимчивы к спиртному. Даже небольшая доза его отключает им мозги напрочь, и как поведёт себя в следующую минуту такой подвыпивший «джигит», одному Богу известно!
На Алтае почти каждый год происходят нападения на туристов, (при этом в сводки попадают далеко не все случаи).
Вот один из свежих случаев прошлого сезона.
http://taganok.ru/index.php?n=20493

А этот случай получил широкую огласку (а сколько было такого же, но о чём никто не знает)
http://www.izvestia.ru/incident/article3095721/
http://www.newsru.com/russia/17aug2006/deti.html


Во многих путеводителях и рекламных проспектах любят писать о гостеприимстве алтайцев. Но не нужно думать, что ВСЕ алтайцы такие. Помните – вы для них ВСЕГДА будете непрошенными чужаками. Поэтому всегда старайтесь, как можно меньше тревожа их, быстрее уходить на маршрут в горы.
У них своя жизнь – у нас своя. Чем меньше мы лезем к ним, тем меньше они лезут к нам.

Опытные туристы, кто начал ходить в горы ещё в советское время, давно уже выработали и усвоили негласные правила, помогающие избегать конфликты с «аборигенами». Причём, стоит отметить, что почти все пункты этих правил, к сожалению, подтверждены личным опытом многих из них (в том числе их здоровьем, а порой и жизнью).
Я тоже знаю такие случаи, которые произошли с моими друзьями или знакомыми. А в некоторых из них пришлось и самому участвовать.
Когда-то, в начале 90-х, будучи слишком уверенным в себе, пару раз нарушал эти правила, и в результате в обоих случаях попадал в крайне неприятные ситуации (одна из которых была не просто «неприятной», а гораздо хуже).

А теперь, несколько правил, строгое соблюдение которых почти наверняка избавит вас от того, чтобы замечательный поход превратился кошмар.

1. Никогда не говорить с алтайцами о спиртном вообще, и о том, что оно есть в группе!!!!

2. Мягко, но твёрдо, отвергать любую их помощь в доставании (покупке) спиртного.

3. Проходя через деревни, даже в очень жаркий день, девчушкам нужно быть одетыми скромнее. Паранджу одевать совершенно не обязательно, но и в бикини тоже идти не следует.

4. Если возникает необходимость просить алтайцев о какой-либо помощи, то никогда в качестве оплаты не предлагать спиртное (можно деньги, или продукты).

5. В деревнях вести себя вежливо и спокойно. Туристским мадамам с местными кавалерами не заигрывать, и глазки им не строить.

6. При встречах на горной тропе то же самое – быть вежливым, приветливым и спокойным.

7. Никогда не ставить лагерь на ночь вблизи деревни (или на её территории)!!!!

8. Если есть выбор, на какой базе ночевать, то выбирать не ту, что дешевле, а ту, где больше людей, и которая лучше охраняется.

9. Никогда самим не подходить к компаниям подвыпивших «аборигенов».

10. Начинающую назревать конфликтную ситуацию гасить в самом её зародыше!

11. Стараться до последнего (и ещё чуть-чуть) быть с непрошенным гостем максимально приветливым и добродушным (но обязательно твёрдым, и без заигрывания и подобострастия).

12. Чем группа меньше, тем больше шансов заполучить упомянутые неприятности. Поэтому, идя небольшим составом, никогда это не афишировать. Пусть встречные местные жители знают, что вы головная часть большой группы, которая идёт за вами следом.

13.  Решая сделать попытку физически утихомирить буяна, помните, что красиво, быстро и легко это обычно происходит только в кино. Если специальных навыков в этом нет, то 100 раз подумайте, прежде чем начинать такое побоище.

14. Прежде чем приступить к решению конфликтной ситуации силой, постарайтесь вспомнить, что с этой секунды для ЗАКОНА вы становитесь с напавшим на вас, на одну ступень. И ещё не факт, что в результате именно вас признают потерпевшим.

15. В случаях столкновения с пьяными алтайцами (или русскими) помните, что у них действует стандартное правило пьяного быдла – смелые они только в темноте, в большинстве или вооружённые. Выводы делайте сами.

16. Решая приступить к самостоятельному накозанию дебошира, помните, что в ближайшей деревне он окажется раньше вас, и ждать вашу группу там потом будут далеко не братские объятия.

И ещё один совет из личной практики.

- Не нужно особо рассчитывать на помощь милиции. Дело в том, что большинство из местных милиционеров - жители тех же самых деревень (или их родственники). Можете так обратиться за помощью, что потом сотню раз об этом пожалеете.

И в завершении, на эту же тему, одна традиционная байка:

Один робот долго стоял и думал: "Что это за гайка у меня на пузе? Дай-ка я её отверну".
Отвернул - задница и отвалилась.

Вывод:
Не ищи приключений на свою задницу! 

Поэтому ведите себя в горах, как положено, и сможете каждый год туда безбоязненно приезжать и спокойно ходить в замечательные походы.
К примеру, я уже больше 10 лет хожу туда без подобных Ч/П (тьфу-тьфу-тьфу). :)

(продолжение следует)

 

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
sherbina
May. 18th, 2009 09:06 pm (UTC)
Сергей,большое спасибо за Ваши труды.
Многое для первопроходцев будет весьма полезно,да и не только...
33abc
May. 18th, 2009 09:26 pm (UTC)
Добрый вечер, Сергей.

Хотел спросить (если я не забегаю, конечно, вперёд), как вести себя по отношению к собакам? Есть ли у вас рекомендации на сей счёт? А то тема эта у меня возникает постоянно((
krosskonnektor
May. 18th, 2009 11:50 pm (UTC)
Не ешьте их сырими, желудок не выдерживает нагрузки, да и на предмет чистоты мяса никогда нельзя быть уверенным. Лучше обратиться к местным чтобы приготовили. Выбирайте сучек, мелкой породы.
(no subject) - sergey_63 - May. 19th, 2009 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33abc - May. 19th, 2009 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_63 - May. 19th, 2009 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33abc - May. 19th, 2009 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_63 - May. 19th, 2009 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - antony_mk - May. 19th, 2009 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33abc - May. 19th, 2009 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - 33abc - May. 19th, 2009 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergey_63 - May. 19th, 2009 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - May. 20th, 2009 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 33abc - May. 20th, 2009 02:51 pm (UTC) - Expand
krosskonnektor
May. 18th, 2009 11:51 pm (UTC)
Спасибо за данный пост, теперь мой вопрос о том стоит ли там бродить одному для меня решен. Первый раз - не стОит.
sergey_63
May. 19th, 2009 06:15 am (UTC)
Ну, «одиночный туризм» - это вообще лотерея, в которой рано или поздно придётся проиграть.
Скажем, если человек – опытный турист, знает район и этот район не сложный, то одному вполне можно пару недель там полазить.
Если же это новичок, либо район сложный, то такой туризм – глупость!
Малейшее непредвиденная ситуация, которых может быть сколько угодно (растяжение ноги, потеря рюкзака или палатки, затяжные проливные дожди и т.д.) и такой туризм тут же превращается в экстремальную борьбу за выживание.
(no subject) - krosskonnektor - May. 19th, 2009 07:34 am (UTC) - Expand
nayra_gurza
May. 19th, 2009 06:15 am (UTC)
Когда работали в Кош-Агачском районе, один геолог с двумя студентами ездил на почти недельный выкидной маршрут. Лагерь они поставили недалеко от какой-то деревни. В итоге ребята вернулись с квадратными глазами, готовые шарахаться от каждого местного жителя. К ним там каждый день приезжала в гости местная молодежь - половина пьяная, половина наколотая. Силовых конфликтов не было, но издергались ребята порядочно. Мне в двух случаях везло больше - один раз в палатку наведался вполне приличный пастух, а второй раз лагерь был рядом со стоянкой очень хорошей семьи - не пили, работали.

Кстати, от себя добавлю: если туристам хочется свеженького молочка или мяса - можно легко менять на консервы.
sergey_63
May. 19th, 2009 06:31 am (UTC)
Да, таких примеров можно приводить очень много. И далеко не все из них закончились так благополучно.
(no subject) - nayra_gurza - May. 19th, 2009 06:34 am (UTC) - Expand
tobotras
May. 19th, 2009 07:00 am (UTC)
оффтопик: русская семья — это не Андрей с братом (Алексеем?), часом?
sergey_63
May. 19th, 2009 07:21 am (UTC)
Нет, речь идёт о семье Плотниковых.
duh_gor
May. 19th, 2009 04:46 pm (UTC)
А район Телецкого озера так же может быть опасен? Тюнгур алтайское село или русское?
sergey_63
May. 22nd, 2009 07:26 am (UTC)
Не нужно сгущать краски - ничего страшного в алтайских деревнях нет (по крайней мере днём). Просто ведите себя правильно, и будет Вам счастье. А если искать приключения, то и в родном городе можно по полной огрести.

По вашим вопросам:
Северная часть Телецкого сильно обжита турбазами и там достаточно спокойно.
А на юге озера есть Балыкча - не самое лучшее место!

Тюнгур и Катанда - села алтайские.
Мульта, Замульта и Маральник - русские.
(это, если Вас интересует Усть-Коксинский район).
slonoed
May. 24th, 2009 08:25 am (UTC)
Знакомая ситуция, и не только вне города. Тут главное правило не начать первым. У них задача спровоцировать, а потом вроде как и сами виноваты.
sergey_63
May. 24th, 2009 08:34 am (UTC)
«Главная задача спровоцировать» - это только у тех, кому охота кулаки почесать. Для этих, да – лишь бы повод был. :)
Но, большая часть конфликтов бывает по другой причине – некоторые «аборигены» всерьёз уверены, что туристы - это лёгкий источник денег и спиртного, а заодно и нехилая развлекаловка (туристов погонять).

Радует то, что в последнее время такие отморозки встречаются всё реже и реже, а туристы перестают в одиночку лазить по отдалённым деревням.
(no subject) - slonoed - May. 24th, 2009 08:38 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 1st, 2009 04:57 am (UTC)
Это опять анонимная девушка с Алтая. На счёт местного населения могу всем сказать, что наиболее недружелюбны у нас Улаганский и Кош- Агачский районы. Так,что ведите себя там осторожней.
(Anonymous)
Jun. 1st, 2009 04:59 am (UTC)
И вообще будут вопросы по Алтаю задавайте. можете по аське 582385809
(Anonymous)
Jun. 4th, 2009 10:36 pm (UTC)
скажите, а насколько опасно в отношении местных жителей ехать в поход на Аккем паре - молодым девушке и парню?
sergey_63
Jun. 5th, 2009 05:26 am (UTC)
Выполняйте приведённые выше рекомендации и ничего неприятного с вами не случится.

Повторюсь о самом главном – в Тюнгуре живите только на «Высотнике», поздно вечером и ночью не ходите по деревням (Кучерле и Тюнгуру).
Если за день от Барнаула до Тюнгура доехать не получится, то ночуйте на трассе только в крупных сёлах в гостиницах, и ни в коем случае не в палатке около дороги.
makc313_22rus
Jun. 8th, 2009 05:50 pm (UTC)
Кстати да!
Интересовался данной темой! Вот от меня пару ссылок:

"Человеческий фактор на Кавказе: теория безопасности"
http://www.mountain.ru/people/sketch/2003/bezopasnost/index.shtml

"Человеческий фактор"
http://www.mountain.ru/people/dispute/2003/human_factor/

"Человеческий фактор: взгляд в себя"
http://www.mountain.ru/people/dispute/2004/bez_nepodoba/

"О "неподобном" поведении в горах"
http://www.mountain.ru/people/dispute/2004/bez_buyanov/index.shtml

Очень интересные статьи с рекомендациями!
(Anonymous)
Aug. 3rd, 2009 07:46 am (UTC)
СЕРГЕЙ,-"Это случилось с моей женой, когда она вела туристов по одному из маршрутов,..."- Интересно почему не хвастаетесь этой частью своего "опыта"?..жена-водит туристов....-это правда интересно....как вы вместе "делите место под солнцем"??есть ли у неё свой ЖЖ?
mary_mal
Jul. 12th, 2011 01:32 pm (UTC)
Ну ведь ворона же, написла тебе письмо и понимаю что страница открыта как раз на том о чём спрашиваю=)) А я целый день читаю твои записи и не вижу до чего колёсико докрутила!
sergey_63
Jul. 12th, 2011 01:34 pm (UTC)
:)
mary_mal
Jul. 12th, 2011 01:48 pm (UTC)
Я году в 91 скатилась так с горы колобком, вся ободранная, и прям в телегу с алтайскими парнями, так они меня подобрали и до деревни довезли, где дом у нас был, дачный=)вечером правда свататься приезжали, но яж мужняя уже была=))Не встречались мне плохие алтайцы, пьяные разве что, мне кажется они добрый народ=)
sergey_63
Jul. 12th, 2011 01:50 pm (UTC)
Рад твоему оптимизму! :)
( 37 comments — Leave a comment )